Java -практические советы



 

Как описать класс и подкласс

Итак, описание класса начинается со слова class, после которого записывается имя класса. Соглашения "Code Conventions" рекомендуют начинать имя класса с заглавной буквы.

Перед словом class можно записать модификаторы класса (class modifiers). Это одно из слов public, abstract, final, strictfp . Перед именем вложенного класса можно поставить, кроме того, модификаторы protected, private, static . Модификаторы мы будем вводить по мере изучения языка.

Тело класса, в котором в любом порядке перечисляются поля, методы, вложенные классы и интерфейсы, заключается в фигурные скобки.

При описании поля указывается его тип, затем, через пробел, имя и, может быть, начальное значение после знака равенства, которое можно записать константным выражением. Все это уже описано в главе 1.

Описание поля может начинаться с одного или нескольких необязательных модификаторов public, protected, private, static, final, transient, volatile . Если надо поставить несколько модификаторов, то перечислять их JLS рекомендует в указанном порядке, поскольку некоторые компиляторы требуют определенного порядка записи модификаторов. С модификаторами мы будем знакомиться по мере необходимости.

При описании метода указывается тип возвращаемого им значения или слово void , затем, через пробел, имя метода, потом, в скобках, список параметров. После этого в фигурных скобках расписывается выполняемый метод.

Описание метода может начинаться с модификаторов public, protected, private, abstract, static, final, synchronized, native, strictfp . Мы будем вводить их по необходимости.

В списке параметров через запятую перечисляются тип и имя каждого параметра. Перед типом какого-либо параметра может стоять модификатор final . Такой параметр нельзя изменять внутри метода. Список параметров может отсутствовать, но скобки сохраняются.

Перед началом работы метода для каждого параметра выделяется ячейка оперативной памяти, в которую копируется значение параметра, заданное при обращении к методу. Такой способ называется передачей параметров по значению.

В листинге 2.1 показано, как можно оформить метод деления пополам для нахождения корня нелинейного уравнения из листинга 1.5.

Листинг 2.1. Нахождение корня нелинейного уравнения методом бисекцйи

class Bisection2{

private static double final EPS = le-8; // Константа 

private double a = 0.0, b = 1.5, root;  // Закрытые поля

public double getRoot(}{return root;}   // Метод доступа

private double f(double x)

{

return x*x*x — 3*x*x + 3;   // Или что-то другое 

}

private void bisect(){      // Параметров нет —

                            // метод работает с полями экземпляра

double у = 0.0;             // Локальная переменная — не поле 

do{

root = 0.5 *(а + b); у = f(root);

if (Math.abs(y) < EPS) break;

// Корень найден. Выходим из цикла

// Если на концах отрезка [a; root] 

// функция имеет разные знаки: 

if (f(а) * у < 0.0} b = root;

      // значит, корень здесь

      // Переносим точку b в точку root

      //В противном случае: 

else a = root;

      // переносим точку а в точку root

      // Продолжаем, пока [а; Ь] не станет мал 

} while(Math.abs(b-a) >= EPS); 

}

public static void main(String[] args){ 

Bisection2 b2 = new Bisection2(); 

b2.bisect(); 

System.out.println("x = " +

b2.getRoot() +    // Обращаемся к корню через метод доступа 

", f() = " +b2.f(b2.getRoot())); 

}

В описании метода f() сохранен старый, процедурный стиль: метод получает аргумент, обрабатывает его и возвращает результат. Описание метода bisect о выполнено в духе ООП: метод активен, он сам обращается к полям экземпляра b2 и сам заносит результат в нужное поле. Метод bisect () — это внутренний механизм класса Bisection2, поэтому он закрыт (private).

Имя метода, число и типы параметров образуют сигнатуру (signature) метода. Компилятор различает методы не по их именам, а по сигнатурам. Это позволяет записывать разные методы с одинаковыми именами, различающиеся числом и/или типами параметров.

Замечание

Тип возвращаемого значения не входит в сигнатуру метода, значит, методы не могут различаться только типом результата их работы.

Например, в классе Automobile мы записали метод moveTo(int x, int у) , обозначив пункт назначения его географическими координатами. Можно определить еще метод moveTo (string destination) для указания географического названия пункта назначения и обращаться к нему так:

oka.moveTo("Москва") ;

Такое дублирование методов называется перегрузкой (overloading). Перегрузка методов очень удобна в использовании. Вспомните, в главе 1 мы выводили данные любого типа на экран методом  printin() не заботясь о том, данные какого именно типа мы выводим. На самом деле мы использовали разные методы t одним и тем же именем printin , даже не задумываясь об этом. Конечно, все эти методы надо тщательно спланировать и заранее описать в классе. Это и сделано в классе Printstream, где представлено около двадцати методов print() и println() .

Если же записать метод с тем же именем в подклассе, например:

class Truck extends Automobile{ 

void moveTo(int x, int y){

   // Какие-то действия 

}

   // Что-то еще 

}

то он перекроет метод суперкласса. Определив экземпляр класса Truck , например:

Truck gazel = new Truck();

и записав gazei.moveTo(25, 150) , мы обратимся к методу класса Truck . Произойдет переопределение (overriding) метода.

При переопределении права доступа к методу можно только расширить. Открытый метод public должен остаться открытым, защищенный protected может стать открытым.

Можно ли внутри подкласса обратиться к методу суперкласса? Да, можно, если уточнить имя метода, словом super , например, super.moveTo(30, 40) . Можно уточнить и имя метода, записанного в этом же классе, словом this , например, this.moveTo (50, 70) , но в данном случае это уже излишне. Таким же образом можно уточнять и совпадающие имена полей, а не только методов.

Данные уточнения подобны тому, как мы говорим про себя "я", а не "Иван Петрович", и говорим "отец", а не "Петр Сидорович".

Переопределение методов приводит к интересным результатам. В классе Pet мы описали метод voice() . Переопределим его в подклассах и используем в классе chorus , как показано в листинге 2.2.

Листинг 2.2. Пример полиморфного метода

abstract class Pet{

   abstract void voice(); 

}

class Dog extends Pet{

   int k = 10;

   void voice(){

      System.out.printin("Gav-gav!");

   }

}

class Cat extends Pet{

   void voice () {

      System.out.printin("Miaou!"); 

   }

}

class Cow extends Pet{ 

   void voice(){

      System.out.printin("Mu-u-u!");

   }

}

public class Chorus(

   public static void main(String[] args){ 

      Pet[] singer = new Pet[3]; 

      singer[0] = new Dog(); 

      singer[1] = new Cat(); 

      singer[2] = new Cow(); 

      for (int i = 0; i < singer.length; i++)

         singer[i].voice();

   }

}

На рис. 2.1 показан вывод этой программы. Животные поют своими голосами!

Все дело здесь в определении поля singer[]. Хотя массив ссылок singer [] имеет тип Pet , каждый его элемент ссылается на объект своего типа Dog, Cat, cow . При выполнении программы вызывается метод конкретного объекта, а не метод класса, которым определялось имя ссылки. Так в Java реализуется полиморфизм.

Знатокам C++

В языке Java все методы являются виртуальными функциями.

Внимательный читатель заметил в описании класса Pet новое слово abstract . Класс Pet и метод voice() являются абстрактными.

Рис. 2.1. Результат выполнения  программы Chorus

 

Назад Начало Вперед



Книжный магазин